Главное меню

Фундамент под насосный агрегат


Фундаменты под насосы

Для обеспечения нормальной работы насосного агрегата его устанавливают на прочном фундаменте. Материалом для строительства фундаментов может быть бетон, бутобетон, железобетон, бутовый камень и кирпич. Выбор материала фундамента зависит от размеров монтируемого агрегата, его мощности, грунтов основания и наличия местных строительных материалов.

При строительстве бетонных фундаментов марка укладываемого бетона должна быть не менее 90 (прочность на сжатие 90 кг/см2). Хорошим строительным материалом для фундаментов является бутовый камень. Для строительства фундаментов также может быть использован нормально обожженный или пережженный кирпич. Кирпичную кладку применяют только для фундаментов, располагаемых выше уровня грунтовых вод. Марка кирпича должна быть не ниже 150; кладку его следует вести на цементном растворе марки выше 25.

Размеры фундамента в плане определяются габаритными размерами насосного агрегата. Если насосный агрегат смонтирован на общей фундаментной плите, то ширину и длину фундамента под плитой принимают на 5-10 см больше ширины и длины фундаментной плиты.  

Глубина заложения подошвы фундамента зависит от мощности монтируемого агрегата, глубины промерзания грунтов и их физических свойств. Глубина фундамента должна быть не меньше глубины каналов трубопроводов, а также глубины фундаментов соседних агрегатов. Фундаменты под агрегаты должны быть разобщенными между собой. В местах сопряжения фундаментов с полом насосной станции устанавливают доски на ребро.

В глинистых грунтах, подверженных пучению, глубину фундамента принимают не менее 1,25 м, в песчаных же грунтах она может быть значительно меньше, но не менее 50-70 см.

Над уровнем чистого пола фундаментная кладка должна возвышаться на 10-20 см. Если пол здания насосной станции подтапливается грунтовыми водами, то его устраивают в виде железобетонной плиты, на которой монтируют насосные агрегаты.

Монтаж насосных агрегатов обычно выполняют по монтажным чертежам, а поэтому все размеры фундаментов насосных агрегатов и других элементов насосной станции принимают по проекту.

Обычно фундаменты под насосные агрегаты сооружают в период строительства насосной станции, а монтаж насосных агрегатов осуществляют несколько позже. Поэтому перед монтажом насосов и двигателей проверяют, нет ли в фундаментах трещин, раковин и пустот. Фундаменты должны быть достаточно прочны, чтобы воспринять статическую нагрузку от веса агрегата и воды, находящейся в насосе и трубопроводе, а также динамическую нагрузку, возникающую в период работы агрегата.

При проверке фундаментов допускается отклонение от проектных размеров на ±15 мм.

Высотные отметки поверхностей, на которых устанавливают двигатели и насосы, должны быть на 30-40 мм ниже подошвы рам или плит. Это расстояние необходимо для установки прокладок и подливки бетона при монтаже агрегатов.

Качество бетонной кладки оценивают путем внешнего осмотра и обстукивания молотком. Бетонный фундамент, изготовленный из бетона марки 200, при обстукивании должен издавать звонкий звук и не должен оставлять заметных вмятин от ударов молотка. Фундамент из бетона марки 100 должен издавать глухой звук и оставлять заметные вмятины от удара молотка.

После проверки фундамента обнаруженные раковины или пустоты обрабатывают зубилом до полного удаления некачественного бетона, поверхности зачищают стальными щетками, промывают водой и заделывают цементным раствором с мелким заполнителем.

Перед монтажом насосных агрегатов очищают фундаменты от пыли и грязи, освобождают монтажную площадку от посторонних предметов и готовят ее к приему агрегатов.

Размеры монтажной площадки должны быть такими, чтобы на ней разместился наибольший агрегат насосной станции, причем около него должен быть свободный проход не менее 1 м. Кроме того, размеры монтажной площадки должны обеспечить разборку двигателей и насосов при выемке ротора двигателя или вала насоса.

При установке агрегата на фундамент особое внимание обращают на то, чтобы точно совпали оси валов двигателей и насосов. Неправильная установка агрегата повлечет за собой нарушение нормальной работы, перегрузку двигателя, чрезмерно быстрый износ подшипников и других трущихся деталей.

Для правильного выполнения монтажа насосного агрегата на фундаменте указывают продольные и поперечные оси и высотные отметки. С этой целью при производстве строительных работ устанавливают знаки (реперы, плашки). Репер (рис. 109, в) позволяет определить высотную отметку монтируемого агрегата. Необходимую отметку при монтаже агрегата задают с помощью нивелира и реек.

Плашки определяют направление горизонтальных и вертикальных осей.

Плашки изготовляют из отрезков швеллеров, двутавров и других профилей; на них керном наносят точку, которую обводят несмываемой краской и берут в треугольник - при обозначении горизонтальной оси, и ряд точек - при вертикальной оси (рис. 109, а, б).

Для проверки осей фундаментов между точками, определяющими положение оси, протягивают шнуры или тонкую проволоку. Для этого в фундаменте устанавливают скобы.

Рис. 109. Плашки и реперы:
а и б - плашки; в - реперы

Расчет фундамента под насос | Планета Решений

Расчет фундамента под насос
Насосный агрегат
Масса, кг
Длина рамы, мм
Ширина рамы, мм
Коэффициент массы фундамента к массе насоса
Плотность бетона, кг/м3
Фундаментная плита
Длина, мм

1505

Ширина, мм

740

Высота, мм

211.188

Фундаменты под агрегаты - Энциклопедия по машиностроению XXL

Преобразователи типа ВТО изготовляются с воздухоохладителями, расположенными в специальных проемах фундамента под агрегатом и смонтированными на машинах.  [c.263]

Объем фундамента под агрегат, м  [c.205]

Как показал опыт, вес фундамента под насосы должен быть в 3—5 раз больше веса двигателя и насоса, вместе взятых. Это способствует приближению центра тяжести к точкам опоры, обеспечивающим устойчивое равновесие. Кроме того, увеличение массивности системы препятствует ее раскачиванию возмущающими силами, которые возникают при работе агрегатов.  [c.192]


Сложные фундаменты под быстроходные машины (агрегаты с турбинным приводом, воздуходувки и т. п.) для улучшения связи машины с массой фундамента выполняются с железными каркасами.  [c.49]

Основные размеры фунда.мента проверяют путем его обмера рулеткой или метром. Тщательно проверяют правильность расположения опорных поверхностей фундаментов под турбину, генератор, конденсатор, масляный бак, паровую коробку и другие агрегаты относительно основных осей фундамента — продольной АВ (фиг. 1) — (центральной линии турбогенератора) и поперечной СО (центральной линии конденсатора).  [c.181]

Существующие в настоящее время методы расчета основываются на небольшом числе исследований, относящихся в основном к фундаментам маломощных агрегатов или агрегатов средней мощности. Измерительная аппаратура, применявшаяся при проведении этих исследований, была несовершенной, амплитуды колебаний замерялись лишь в отдельных точках, а фазы колебаний не записывались. Не было также данных для характеристики спектра частот собственных колебаний фундамента. Все о не давало возможности правильно представить работу фундамента под динамической нагрузкой.  [c.6]

Таким же образом проверяют фундаменты для других котлов. При проверке фундаментов под насосы, вентиляторы, дымососы, электродвигатели и прочее оборудование замеряют габаритные размеры фундаментов и сопоставляют эти размеры с рабочими чертежами. В каждом фундаменте проверяют правильность расположения, глубину и сечение гнезд для анкерных болтов. Замеряя расстояния от фундамента до стен и до соседних фундаментов, определяют, правильно ли размещен фундамент в здании монтажные оси агрегатов можно при таких замерах не разбивать, так как фундаменты всегда располагают поблизости от стен-  [c.11]

Такое расположение фундаментных болтов, кроме затруднений при монтаже агрегатов, может вызвать серьезные эксплуатационные нарушения. При некачественной подливке бетоном фундаментных рам недостаточное первоначальное (при монтаже) нагружение подкладок в средней части рамы может привести при эксплуатации к разрушению бетона фундамента под воздействием вибрационных нагрузок. Подобные случаи наблюдались при эксплуатации газотурбинных установок ГТ 700-4 под фундаментными рамами среднего н заднего подшипников. Установка дополнительных фундаментных болтов (ближе к центру фундаментной рамы при изменении ее конструкции) И промежуточных хомутов (без изменения конструкции рамы) явилась надежным средством устранения конструктивного дефекта рамы.  [c.178]

Способ установки агрегатов на бетонные подушки в отечественной практике нашел применение при монтаже компрессорных установок с приводом от газовых турбин и электродвигателей небольших мощностей на перекачивающих станциях магистральных газопроводов. В США этот способ применяется при монтаже много-цилиндровых турбин большой мощности на рис. 101 показаны бетонные подушки на фундаменте под турбину мощностью 220 Мет.  [c.204]


При проверке фундамента должны быть выявлены его качества в отношении прочности, монолитности и соответствия фактических размеров данным чертежей установки оборудования. В фундаменте не должно быть раковин и трещин. Расположение фундамента проверяется по отношению к зданию или осям соседних агрегатов. Особенно тщательно проверяется расположение колодцев под фундаментные шпильки по отношению к осям фундамента. Проверке подлежат форма и глубина колодцев, а также высотные отметки опорных поверхностей фундамента под рамы турбины, генератора, опоры конденсатора и другие узлы оборудования. Результаты проверки фиксируются актом, на основании которого дается разрешение на монтаж турбоагрегата.  [c.287]

Фундамент под насосный агрегат принимают, проверяя его геометрические размеры.  [c.204]

На рис. 1.9 показан общий вид монолитного рамного фундамента под турбоагрегат. Из рисунка видно, что фундаментная пространственная рама состоит из ряда поперечных П-образных рам, ригели которых поддерживают подшипники агрегата поперечные рамы связаны между собой в узлах продольными ригелями. Стойки рам жестко соединены с общей фундаментной плитой, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда. Следует обратить внимание на четкую схему конструкции фундамента, что встречается не всегда. Нередко верхнее строение рам-  [c.13]

Таким образом, целесообразность широкого использования насыпных грунтов в качестве естественных оснований была подтверждена на практике. Однако это положение не может быть отнесено к фундаментам всех видов. Так, например, его не следует распространять на фундаменты под машины ударного действия, так как при работе последних проявляются обычно весьма интенсивные сотрясения основания, которые могут оказаться причиной возникновения значительных неравномерных осадок фундамента. Не может быть также рекомендовано устройство на насыпных грунтах фундаментов подвального типа, которые передают на основание значительные статические нагрузки и устраиваются обычно под наиболее ответственные агрегаты, при установке которых даже небольшой риск является недопустимым.  [c.94]

Из приведенных данных следует, что возможность возникновения резонансных любого из основных видов колебаний фундаментов под турбоагрегаты практически совершенно исключается. Что же касается вынужденных колебаний высших видов, то в предыдущем издании книги было показано, что даже в условиях резонанса такие колебания не могут превышать требуемых нормами пределов, если агрегат исправен и вызываемые его роторами неуравновешенные силы не превышают указанных на стр. 110.  [c.140]

В расчетах фундаментов под машины с вращающимися частями других видов (например, центрифуг и тягодутьевых агрегатов) определение расчетных нагрузок по формуле (7.15) с использованием коэффициентов динамичности, полученных по расчету фундамента на горизонтальные колебания, обязательно.  [c.159]

Монтаж начинают с разметки трассы транспортных трубопроводов и мест расположения основных узлов оборудования. Затем пробивают отверстия в стенах и перекрытиях здания для прохода труб и электрических сетей, подготавливают фундаменты под воздуходувные машины, устанавливают закладные элементы для крепления трубопроводов, приемно-отправительных и путевых устройств. Монтаж установки может быть организован с последовательным и параллельным выполнением работ, в зависимости от ее сложности и наличия рабочей силы. Рекомендуется начинать сборку пневмосистемы с установки воздуходувных агрегатов. Это позволит при последовательном наращивании трубопроводов проверять трассу на проходимость груза, используя поток воздуха.  [c.150]

Начиная с 1957 г. для всех элементов главного корпуса получили применение сборные железобетонные конструкции заводского изготовления. Фундаменты под котельные агрегаты, турбогенераторы и вспомогательное оборудование также начали сооружать пз сборного железобетона.  [c.255]

Подземное хозяйство главного корпуса является очень сложным и состоит нз фундаментов под здание, котельные агрегаты, турбогенераторы, все вспомогательное оборудование, а также из каналов, туннелей или подвалов для прокладки различных коммуникаций.  [c.255]

Что касается собственно фундаментов под вентиляторы или их агрегаты (устанавливаемые в подвале здания), то следует иметь в виду, что они не должны касаться фундаментов здания (зазор не менее 5—10 см) под основание машинного фундамента должны быть положены изолирующие прокладки иногда бывает необходимо значительное увеличение массы фундамента по сравнению с движущимися частями и передача давления на глубокие слои грунта.  [c.323]

Некоторые здания на компрессорных станциях магистральных газопроводов из-за сложных гидрогеологических условий получили неравномерные просадки фундаментов как каркаса здания, так и фундаментов под газоперекачивающие агрегаты и технологическую обвязку, что в значительной степени могло повлиять на надежность работы этих конструкций.  [c.40]

В зависимости от веса машины, количества и сложности агрегатов, входящих в нее, фундаменты могут быть простой и сложной конфигурации. Наиболее простым является монолитный бетонный фундамент под пресс, устанавливаемый непосредственно на уровне пола. При нижнем расположении цилиндров в этом случае жидкость подводится сбоку.  [c.180]

При вибрационных обследованиях проводили измерение вибрации подшипниковых опор электродвигателей, редукторов, нагнетателей, элементов фундаментов и трубной обвязки нагнетателя выявление амплитудно-частотных характеристик при пусках и остановках агрегатов снятие спектральных характеристик редукторов, нагнетателей и подшипниковых опор динамическую балансировку роторов электродвигателей в собственных подшипниках выявление расцентровок электродвигатель—редуктор-нагнетатель и др. В результате выявлены как механические, так и электрические причины повышенной вибрации остаточная неуравновешенность ротора электродвигателя, о чем свидетельствуют многочисленные пуски двигателя без редуктора остаточная неуравновешенность колеса редуктора неуравновешенность, вызванная смещением текстолитовых клиньев и смещением пазовых латунных клиньев от чрезмерного нагрева нарушения жесткости подшипниковых опор из-за разрушения текстолитовых изоляционных шайб большие зазоры в подшипниках (0,45—0,6 мм), что приводило к срыву масляного клина (масляное биение) осевое давление ротора на вкладыш вследствие несовпадения магнитных осей ротора и статора в переходных процессах при работе агрегата под нагрузкой межвитковое замыкание в обмотке возбуждения.  [c.28]

Затем измеряют длину и ширину фундамента и фактические размеры сравнивают с указанными в чертеже. Потом натягивают оси и контролируют правильность расположения фундамента относительно колонн здания или соседнего агрегата, соответствие размеров чертежу и глубины колодцев для анкерных болтов (если таковые имеются) проверяют высотные отметки опорных поверхностей под колонны каркаса. Фактические размеры и высотные отметки наносят на чертеж фундамента такой чертеж называют исполнительным.  [c.73]

Общестроительные требования те же, что в п. 3. Фундаменты под агрегаты заглубляются до плотного грунта или свя.чываются с железобетонным основанием здания станции.  [c.269]

Форма и минимальные размеры фундаментов под агрегаты для твердого грунта указаны в типовых проектах. В случае установки агрегата на более слабом грунте рекомендуется выполнять поверочный расчет (см. ф-лу П.6.6 в приложении 6) и сооружать фундаменты в соответствии с результатами этого расчета. Площадь подошвы фундамента должна быть такой, чтобы угол между отвесной линией и наклонной прямой, соединяющей ось двигателя с краем подошвы фундамента, был не менее 0,5 рад (рис. 7.1). При этом давление фундамента с агрегатом на грунт должно быть не более 1 кгс см при слабом грунте, 3 кгс1см при грунте средней твердости и 8 кгс1см при твердом грунте. Глубина заложе- 2 I  [c.99]

Полужесткие муфты, применяемые в турбозубчатых агрегатах для соединения роторов турбин с шестернями редукторов, делятся на два вида — зубчатые (шлицевые) и кулачковые. Полужесткие муфты допускают некоторый излом осей соединяемых валов и небольшие их перемещения, возможные у судовых турбин вследствие прогиба фундаментов под де 1ствием переменных нагрузок в главном турбозубчатом агрегате.  [c.50]

Киевским отделением института Теплоэлектропро-ект разработана конструкция оборного фундамента турбогенератора ВПТ-50-4+ТВФ-60-2 мощностью 50 тыс. кет, созданная с учетом сооружения фундамента под серийные турбогенераторы, т. е. без модернизации компоновки агрегата, опорных частей машины и изменения задания турбостроительного завода по габаритам фундамента. Особенностью этого сборного фундамента является стремление к максимальной унификации сборных элементов, которая заключается в выполнении его из типовых сборных железобетонных элементов, предназначенных для ка ркасов зданий и сооружений тепловых электростанций. Эта конструкция может служить одним из примеров проектирования сборных фундаментов по указанному выше третьему решению. Все присущие этому решению достоинства и недостатки могут быть проиллюстрированы при рассмотрении данного фундамента.  [c.268]

Следующий шаг в направлении сокращения затрат труда на подготовку фундаментов под турбины намечается в использовании бесподкладочных способов установки турбин. Этот способ имеет повсеместное применение при установке поршневых двигателей, в том числе больших мощностей. Он обеспечивает надежную работу поршневых двигателей, хотя величина динамических нагрузок на фундамент от их движущихся частей значительно превосходит величины нагрузок от неуравновешенности турбинных роторов. На рис, 102 показан принцип опирания фундаментной рамы агрегата посредством установочных болтов на фундамент. Применение бетонов на расширяющихся гипсоглиноземистых цементах в качестве подливки обеспечивает в процессе твердения подливки сохранение высотного положения фундаментных рам агрегата с точностью до нескольких микрон (при высоте подливки до 100 мм). Прочность на сжатие бетонов жесткой консистенции на расширяющихся гли-нозе.мистых цементах составляет [Л. 39]  [c.204]

Используя команду прямоугольник , изобраэюают фундаменты под насосные агрегаты в помещенш машинного зала, применяя в том числе команду копирования этих агрегатов фис. 7, в).  [c.35]

Путевые машины тяжелого типа (пугеукладочные, шебне-очистительные, снегоуборочные и др.), краны на железнодорожном ходу и другие единицы специального подвижного состава (передвижные электроустановки, машины для рытья котлованов, для погружения свайных фундаментов под опоры контактной сети и т. п.) отправляются со станций для следования в нерабочем состоянии (в грузовых поездах или с отдельными локомотивами) только по заявкам хозяйственных единиц, владеющих этими агрегатами.  [c.247]

В этой конструкции стойки благодаря своей незначительной жесткости при изгибе практически полностью изолируют перекрытие от горизонтальных колебаний вертикальные же колебания, как показывает опыт, во-первых, обычно бывают незначительными, а во-вторых, распространяются по площади перекрытия на очень небольшие расстояния. В наиболее ответственных случаях целесообразно под башмаки стоек подкладывать слой войлока толщиной около 1,5—2 см. В особо крупных по размерам в плане и тяжелых зданиях с жестким железобетонным каркасом и развитыми фундаментами последние иногда можно связывать даже с неуравновешенными машинами. Довольно часто в практике возникает необходимость связывать с фундаментами здания фундаменты небольших машин с незначительными динамическими нагрузками. К числу таких машин могут быть отнесены электродвигатели, электро- и турбонасосы, вентиляционные агрегаты и многие другие. Один из характерных примеров устройства фундаментов (под углеразмолочные мельницы), связанных с фундаментами здания, представлен на рис. 4.6.  [c.89]

Количество машин непериодического действия довольно велико. К их числу могут быть отнесены многие электрические машины (агрегаты Леонардо — Ильгнера, приводные двигатели прокатных станов, генераторы разрывных мощностей и др.), ряд центрифуг, некоторые машины специального назначения и т. п. Однако в большинстве случаев при проектировании фундаментов под такие машины динамические нагрузки либо не учитываются, либо приводятся к постоянно действующим периодическим. Так, например, не учитываются моменты пар, возникающих при неравномерном вращении роторов агрегатов Леонардо—Ильгнера ввиду их относительной малости как периодические рассматриваются нагрузки, возникающие при работе центрифуг циклического действия, поскольку изменение скорости их вращения в каждом цикле работы происходит сравнительно медленно и т. д.  [c.112]

Здание насосной станции служит для размещения в нем оборудования и проектируется в зависимости от намечаемого оборудования в этом смысле оно в одних случаях представляет собой гидротехническое сооружение большей или меньшей сложности, в других—ничем не отличается от обычных гражданских сооружений, проектируемых в соответствии с ролью станции, сроком ее службы, расположением и габаритами оборудования, необходимостью дальнейшею расширения или замены оборудования, необходимостью расположения в ней электрических трансформаторных или распределительных устройств, жилых помещений для обслуживающего персонала, мастерских, необходимостью установки крана, а также проектируемых в соответствии с конструкцией фундаментов под насосные агрегаты, характером грунта, наличием тех или других строительных мате ичлов и т. д. и т. п. Здания насосных станций должны предохраняться от затопления, а шахты — от проникновения грунтовых вод.  [c.119]

Жароупорный бетон — специальный вид бетона, способный сохранять в заданных пределах основные свойства при длительном воздействии на него высоких температур. Этот бетон состоит из портландцемента, тонкомолотой добавки (шамот, хромит, кварцевый песок, шлак, зола и т. п.), мелкого и крупного заполнителя (шамот, базальт, диабаз, шлак и т. п.) и воды. Вид и соотношение компонентов в бетоне зависят от условий его эксплуатации. 1 бетона, рассчитанного на службу при 1100—1200° С, содержит портландцемента — 300 кг, тонкомолотого шамота — 100—300 кг, шамотного песка 500—700 кг, шамотного щебня — 700 кг и воды 330 л. Марки бетона от 100 до 300 (предел прочности при сжатии образцов 10Х 10Х 10 см, высушенных при 110° С в течение 32 ч, через 7 суток после изготовления). Температура начала деформации жароупорных бетонов на шамотном заполнителе под нагрузкой 2 кПсм равна 1100—1200° С, а конца 1350—1400° С. Термостойкость этих бетонов не ниже термостойкости шамотных изделий их коэффициент линейного расширения в интервале температур 20—900° С изменяется в пределах 6-10 — 8-10 , линейная усадка при максимальных температурах равна 0,4—1,0%. В зависимости от состава бетона максимально допустимые температуры элементов конструкций колеблются в пределах 350—1400° С. Объемный вес бетона 1800—2800 Сушку и разогрев теплового агрегата можно осуществлять только через 7 суток твердения бетона со скоростью подъем температуры до 150° С—5—40° /iЖароупорный бетон применяют для кладки фундаментов доменных печей, стен боровов, регенераторов, шлаковиков, кессонов, сборных отопительных печей и т. п.  [c.519]

В фундаментах с бллонн1>1м каркасом или опорными плитка.ми подкла.р.л под рамы разделяются на временные, соетоящие из пеекольких пластинок, на которых ведется центровка агрегата, и постоянные, которыми заменяют временные после окончания центровки.  [c.184]

Фундаменты для турбогенераторов воспринимают не только статическую, но и динамическую нагрузку, с которой особенно приходится считаться при работе их в резонансной зоне. Первоначально динамическая работа фундамента учитывалась введением в расчет веса турбоагрегата, увеличенного в 5 раз [Л. 1]. До тех пор, пока применялись низкооборотные турбоагрегаты (до 1 500 об мин), такой метод расчета хотя и приводил к постройке громоздких фундаментов, однако был приемлем, так как частоты собственных колебаний значительно отличались от рабочих чисел оборотов агрегата и явление резонанса не проявлялось. С увеличением же чисел оборотов турбоагрегатов У фундаментов стали проявляться явления резонанса. Это вызвало необходимость проведения динамических расчетов фундаментов. В связи с этим появляются труды Гейгера, Эллерса, Бейера. Некоторые из них были опубликованы -в русском переводе в сборнике, изданном под редакцией Е. Л. Николаи (Л. 2].  [c.5]

Под термином монтаж турбины подразумевается оборка турбинной установки (паровой — ПТУ или газовой — ГТУ) из отдельных узлов и деталей, поступивших с заводов-изготовителей, на фундаментах электрической, компрессорной или насосной станций, обеспечивающая возможность ввода этой установки в эксплуатацию. Основным агрегатом является турбина, а для ГТУ также и воздушный компрессор. В число основных агрегатов турбоустановки, как правило, включаются приводимые ими машины (генератор, компрессор, насос). К вспомогательному оборудованию относят систему регенерации, конденсационную установку, систему маслоснаб-жения агрегата н трубные коммуникации для транспорта по системам турбоустановки пара, газа, воздуха, воды и пр. для ГТУ сюда же относится камера сгорания.  [c.5]

Элементы монтажа электрических машин и пускорегулирующей аппаратуры установка на стойках секций шинной цеховой сборки с присоединением к другой секции установка ответвительного трубопровода к другой секции установка ответвительного трубопровода к пусковому прибору и от него к двигателю прокладка гибких шлангов по конструкциям от пункта питания к пусковому прибору и двигателю с установкой пускателя, прокладкой провода и присоединением всей схемы установка и выверка салазок на фундаменте или другом основании, ревизия электродвигателя (с разборкой), подьем, установка и выверка электродвигателя на салазках с учетом ременной передачи установка, выверка и соединение на эластичных муфтах двухмашинного агрегата на общей плите или фундаменте (двигатель — генератор, двигатель — насос и т. д.).,.  [c.343]


Фундаменты насосных станций

 

 

Фундамент насосных станций является основой всего сооружения и возводится в первую очередь. Именно от жесткости фундаментной конструкции зависит надежность всего строения и долговечность его эксплуатации.


Фундамент насосных станций модульного типа

Как правило, насосные станции, выполненные по блочно-модульному типу, имеют сравнительно небольшой вес. Поэтому в отличие от капитальных зданий, фундаментное основание таких комплексов может быть выполнено со сравнительно небольшим заглублением.
Основное требование, которое позволяет выполнить монтаж модульных конструкций с высоким качеством, это ровная конечная поверхность основания. Технологические особенности установки модулей предполагают наличие ровного фундамента. Кроме требований к качеству заливки, проектировщикам предъявляются требования к типу основания, который зависит от площади и высоты помещения, а также от характера почвы и условий местности.

 


Основными типами фундаментных конструкций насосных станций являются:

  1. Цельная плита из железобетона;
  2. Сборный фундамент ленточного типа;
  3. Монолитное основание;
  4. Сборная конструкция из плит дорожного покрытия.

При необходимости возведения комплекса в сжатые сроки, наиболее приемлемым вариантом является фундамент из дорожных плит. Такое основание быстро собирается и обладает необходимой ровной поверхностью.

 


Фундамент насосных станций монолитного и свайно-винтового типа

При возведении монолитной конструкции, производитель должен применять бетонную смесь класса В22,5 и выше. Такая смесь может изготавливаться из бетона марки М300. Проведению работ по обустройству фундамента сопутствуют мероприятия по закладке необходимых элементов будущего комплекса. При установке насосной станции на территории, характеризующейся высоким урезом грунтовых вод, а также обладающих глинистой структурой, применяются свайно-винтовые фундаментные конструкции. Подобные основания хорошо зарекомендовали себя и получили широкое распространение.


После подготовки траншеи либо котлована, в него укладывается подушка из щебня. Применяемый материал имеет марку М600 и выше. Толщина подушки составляет от 0,2 до 0,3 метра при размере фракций от 20 до 70 миллиметров. Для дренажа используется слой уплотненного песка с фракцией среднего типа. Толщина дренажного слоя от 0,4 до 0,5 метра.


Кроме обустройства фундамента, параллельно ему могут производиться следующие виды работ:

  1. Монтаж дренажной системы, обустройство канав для обеспечения отвода грунтовых и паводковых вод;
  2. Обустройство участка, прилегающего к станции, путем высадки зеленых насаждений и асфальтирования тротуаров;
  3. Организация коммуникаций для подвоза оборудования, механизмов и продовольствия.

 

Конструкция фундаментов заглубленных и наземных насосных станций

При монтаже станции полузаглубленного либо наземного типа, насосные агрегаты устанавливаются на отдельное основание. При этом размеры фундамента должны быть больше аналогичных габаритов основания агрегата на 0,1-0,15 метра. Как правило, на раму устанавливаются агрегат и электрический двигатель.


Фундамент насосной станции закладывается на глубину, зависящую от схемы прокладки трубопроводов как всасывающих, так и напорных. При этом во внимание принимается характеристика грунта на месте монтажа. Минимальное значение заглубления должно быть не меньше 0,5-0,7 метра. Кроме того, все рядом стоящие фундаменты оборудования должны закладываться на одну глубину. Поверхность основания должна быть выше уровня пола помещения не меньше, чем на 0,1 метра.


Все фундаментные основания, смонтированные в помещении комплекса, не должны соприкасаться между собой. В тех местах, где пол и бетонное основание соприкасаются, необходимо предусмотреть осадочные швы. Для крепления агрегатов либо опорных рам к фундаменту применяется анкерное соединение. При этом полученные гнезда заливаются бетонным раствором по окончании всех монтажных и проверочных мероприятий.


Верхняя поверхность фундамента агрегата должна обеспечивать отвод влаги посредством устройства желобков и бортиков. Монтаж агрегата на основании должен выполняться особо тщательно. Перекосы и несовпадение осей агрегата и силовой установки недопустимы, так как в этом случае вероятность преждевременного выхода из строя оборудования сильно возрастает. Корпуса насосного агрегата и силовой установки крепятся к фундаменту болтами, которые остаются открытыми весь период эксплуатации и обеспечивают свободный доступ для демонтажа системы.

 

Фундамент насосных станций шахтного типа

При организации насосной станции заглубленного исполнения, фундамент здания насосной станции и насосных агрегатов могут представлять единое целое. Центробежное оборудование вертикального типа крепятся к бетонному основанию подземной части здания либо перекрытия между залом и водозабором.


Насосные агрегаты средней мощности закрепляются на бетонном основании при помощи анкеров и опор конструкции. Более мощное насосное оборудование монтируется в специально подготовленное углубление фундамента. После установки корпус заливается бетонным раствором.
Осевые агрегаты вертикального исполнения О и ОП монтируются в зависимости от размеров конкретной модели. При диаметре рабочего колеса не более 0,87 метра, опору устанавливают в перекрытие между водозаборником и машинным залом и заливают раствором.


При диаметре колеса от 1,1 до 1,45 метра, насосный агрегат устанавливается на два бетонных основания высокой прочности. При еще более мощном насосе с колесом диаметром 1,85 метра либо 2,6 метра, оборудования монтируется с крепежом к перекрытию между стенами и балками здания.

 

Установка насоса и двигателя

1. Фундамент 

Размеры фундамента определяются величиной фундаментной плиты насосного агрегата. Фундамент делают шире плиты на 100 — 150 мм и несколько приподнимают над полом. Если учитывать в будущем замену меньших насосов большими, то размеры фундамента следует брать по будущим насосам. Обычно фундамент строится в виде сплошного массива. 

Если бы ротор электродвигателя и рабочее колесо насоса были абсолютно уравновешены, то никаких возмущающих колебаний они не создавали. Но достигнуть полного совпадения центра тяжести с осью вала вряд ли возможно. Обыкновенно имеется эксцентриситет го, и получается неуравновешенная центробежная сила .  

Под действием этой силы могут создаваться колебания, фундамента. Если частота колебаний фундамента совпадает с частотой колебаний агрегата, получится резонанс, т. е. колебания могут увеличиться до размеров, опасных для прочности машин. Основные собственные частоты колебаний фундамента обычно меньше рабочих частот высокочастотных турбомашин и их совпадение маловероятно. 

Высокочастотные турбомашины принадлежат к классу машин, хорошо уравновешенных статически и динамически, и действительный эксцентриситет их составляет не более 0,2 мм. Поэтому возмущающие нагрузки, вызывающие вибрации фундаментов, относительно невелики. Возмущающие нагрузки даже в самых неблагоприятных условиях не могут вызывать вибраций недопустимой амплитуды, так как масса фундамента по отношению к массе вращающихся частей машины велика. 

При колебаниях высокой частоты демпфирующие силы оказывают значительное влияние. Для приближенной оценки этого влияния вычислим амплитуду колебаний фундамента в наиболее неблагоприятных условиях— в условиях резонанса. 

Амплитуда вертикальных колебаний фундамента как твердого тела на упругом основании определяется по формуле , где m—масса фундамента и машины; n — коэффициент демпфирования колебаний, величину которого можно считать пропорциональной частоте колебаний, т. е. .  

Максимальная величина вертикальной составляющей возмущающей силы равна , где r0 — эксцентриситет; т0 — величина вращающихся масс машины. Подставляя значения Рz и n в формулы для Аz. получим следующее выражение для амплитуды вертикальных колебаний фундамента в условиях резонанса: , где  отношение вращающихся масс машины к суммарной массе фундамента и машины. 

Приближенно для турбогенераторов  = 0,05; значение коэффициента пропорциональности  может быть принято равным 0,5. При этих значениях  и  имеем . 

Эксцентриситет вращающихся масс r0 непосредственно определить нельзя, но косвенным путем (измерением вибрации машин и фундаментов) можно вычислить. Получающиеся при исследованиях величины значительно менее 0,2, поэтому 0,2 принята как предельная величина. 

При r0 = 0,2 максимальная амплитуда Аz вертикальных колебаний фундамента при резонансе, т. е. при совпадении частоты колебаний машины и частоты колебаний фундамента, равна 0,01 мм. 

Если  = 0,1, то А = 0,02 мм. Такие амплитуды неопасны. Совпадение частот обычно не имеет места для машин, имеющих около 1000 оборотов в мин, так как частота колебаний фундамента много ниже. Поэтому действительные амплитуды колебаний фундамента гораздо меньше 0,02 мм. Допустимое давление на грунт высокочастотных машин принимается равным 0,8—1,0 допустимого давления от одной статической нагрузки. Площадь фундамента должна быть проверена на допустимую нагрузку на грунт и в случае необходимости расширена. 

Если вращающая часть машины составляет 1/5 ее общего веса, то, сделав фундамент равным весу машины, получим  - 0,1, а А = 0,02. 

Отсюда видно, что высота фундамента, определенная по весу машин, будет невелика. Все предыдущее относится к турбогенераторам и мощным электронасосам в несколько тысяч киловатт. Более мелкие машины тем более не нуждаются в динамических расчетах фундаментов. Известны многочисленные случаи, когда мелиоративные центробежные насосы, прикрепленные к рамам из стальных балок, устанавливались непосредственно на грунт без всяких фундаментов и работали вполне исправно. Отсюда видно, насколько может быть облегчено устройство фундаментов под центробежные насосы. 

Высота фундамента зависит от строительных условий. Если станция имеет пол на уровне поверхности земли, то фундамент должен быть углублен до прочного грунта: верхний растительный грунт, чернозем и пр. должны быть сняты. Глубина подошвы фундамента не зависит от глубины заложения стен здания, она может быть выше или ниже подошвы стен. Между фундаментами машин и стенами должны быть зазоры. 

Двигатель и насос должны устанавливаться на общей плите во избежание изгиба вала. Фундаментные болты закладываются в приготовленные для них гнезда и заливают цементным раствором. Длина болтов — от 0,3 до 0,7м. Фундаменты делают из кирпича, бетона марки 90, железобетона; при слабых грунтах необходимо соответствующее укрепление основания. Если пол станции расположен значительно ниже уровня грунтовых вод, то его устраивают в виде сплошной железобетонной плиты, рассчитанной на давление воды снизу. 

В таких случаях насосы ставятся прямо на несколько приподнятую плиту пола, в которую заделывают и фундаментные болты. При установке машин на перекрытиях необходима проверка на вибрацию. Для фундаментов под машины применяют кое-где асфальтовый бетон и кладку на асфальтовом вяжущем веществе. Для насоса и двигателя отливается одна фундаментная плита, прикрепляемая болтами к фундаменту. 

Насос и двигатель в свою очередь прикрепляют к плите болтами при помощи лапок. Применяются также сварные или клепаные фундаментные рамы из швеллерной стали. Временно насосы и двигатель при ременной передаче могут быть установлены и на деревянных брусьях или срубах. 

2. Фундаменты для поршневых машин 

Поршневые машины с механизмом шатуна и кривошипа при числе цилиндров менее четырех являются неуравновешенными машинами и поэтому могут вызывать опасные вибрации. Фундаменты этих машин должны быть рассчитаны для определения амплитуды их колебаний. Величина допустимой амплитуды, по Баркану, при отсутствии резонанса соседних сооружений находится в пределах 0,15—0,20 мм. Фундаменты низкочастотных машин необходимо проектировать так, чтобы собственные частоты фундаментов находились значительно выше рабочих частот машин. 

Высоту фундамента следует делать как можно меньшей. Частота колебаний  фундамента выражается уравнением . Здесь m — масса фундамента и машины; F—площадь подошвы фундамента; Cz — коэффициент упругого равномерного сжатия грунта. Cz меняется от 3 кг/см3 для слабых грунтов до 5—10 кг\см для прочных глин, суглинков и гравелистых песков. 

3. Соединительные муфты, шкивы 

Удобнее всего соединять насос с электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания посредством эластичной муфты. Благодаря этому соединению устраняются всякие потери в передаче и, кроме того, оно не требует ухода. Недостатком его является то, что насос и двигатель должны иметь одинаковое число оборотов. На рис. 169 показаны заклиненные на конце вала шпонкой соединительные шайбы, совершенно одинаковые по размерам для вала насоса и двигателя. 

Эластичность соединения достигается тем, что болты, соединяющие шайбы, снабжены с одной стороны резиновыми втулками. Наличие резиновых втулок и придает эластичность соединению, допускающему исправную работу агрегата даже при небольшом отклонении осей валов вследствие износа подшипников. Эластичность соединения муфт достигается также применением эластичного соединения полумуфт с помощью пальцев (рис. 170). 

Реже встречаются муфты, показанные на рис. 171. Здесь одна муфта меньшего размера входит внутрь другой — большей, соединение производится маленькими резиновыми цилиндрами, которые входят в зубьеобразные выточки, проделанные на обеих муфтах. 

Применяются также эластичные муфты со стальными лентами. Лента изгибается зигзагообразно и вставляется в канавки, проделанные на ободьях обеих муфт по всей окружности. Канавки шире ленты, чем и достигается эластичность передачи. 

 

 

4. Ременная передача 

Ременная передача от двигателей к насосу или компрессору применяется тогда, когда число оборотов двигателя и приводимых им в действие машин различно. Отношение между числами оборотов двигателя и насоса может меняться в пределах до 1:20. При применении натяжных роликов оно может быть повышено. 

Обыкновенно нижний ремень является ведущим; он натянут, а верхний, ведомый, провисает и таким образом увеличивает угол охвата шкива ремнем. Напряжение кожаного ремня обычно не более 15 кг/см2 при ширине ремня больше 250 мм, а для меньших ремней — еще ниже. При нормальном натяжении ремня скольжение его составляет от 2 до 4%, что надо учитывать при расчете передачи. Внутренняя сторона кожи ремня дает лучшее сцепление, чем внешняя. 

Сшивка ремней должна быть прочной и гибкой. Концы ремней равномерно срезаются машинным способом или ручным так, чтобы при сложении срезанных концов толщина была равной толщине целого ремня. Концы ремня сшивают кожаными ушивальниками или склеивают специальным клеем. Металлические скрепления концов ремней менее удовлетворительны. Ремень не должен набегать на шкив торцовым срезом. 

Кроме кожаных ремней, применяют ремни из волокнистых материалов, хлопчатобумажные, волосяные (из верблюжьей шерсти), пеньковые. Волосяные ремни более упруги, чем хлопчатобумажные, а по крепости даже превосходят кожаные (10 — 30 кг/см2 —в зависимости от качества). Прорезиненные хлопчатобумажные ремни целесообразно применять в сырых помещениях. 

Выпуклость шкива должна на 2% превышать его ширину и нужна главным образом для ведомого шкива. Ширину шкива принимают на 10—15% шире ремня. Потеря работы при ременной передаче составляет около 2% и может повышаться до 4% при худших условиях. Для определения ширины и толщины ремня служит следующая формула, в которой передаваемое ремнем усилие составит (в кг): . 

Например, требуется передать 40 квт при скорости ремня 25 м/сек, тогда . 

Допуская напряжение ремня 15 кг/см2, получим поперечное сечение, равное 10,85 см2. При толщине ремня 5 мм ширина его получится 218 мм, а при толщине 6 мм ширина составит 181 мм. 

Скорость ремня , где п — число оборотов; D — диаметр шкива. Расстояние между центрами нормальное, равно D + d + 200 см, а укороченное — D + 100 см. При укороченном расстоянии требуется надбавка на ширину ремня в 15%. Допускаются и меньшие расстояния между центрами при соответствующем уширении ремня. При натяжных роликах расстояния сводятся к минимуму. 

Кроме плоских ремней, применяются и клиновые ремни, допускающие очень короткие расстояния между осями. Ременные передачи применяются и для небольших мощностей и для мощностей в тысячи лошадиных сил.

Фундамент для насоса — ТеплоВики

Материал из ТеплоВики - энциклопедия отоплении

Фундамент для насоса,
X = мин. 100 мм

Рекомендуется устанавливать насос на плоском прочном бетонном фундаменте, способном обеспечить постоянное крепление всего насоса. Фундамент должен быть в состоянии поглощать любые вибрации, линейные деформации и удары. На практике было установлено, что масса бетонного фундамента должна составлять в 1,5 раза больше массы насоса (mнасос).


Длина (Lf) и ширина (Bf) бетонного фундамента должны быть на 100 мм больше несущей рамы по всему периметру.


Минимальная высота фундамента (hf) может быть вычислена по формуле:

hf = (mнасос x 1,5) / (Lf x Bf x δбетон)
  • mнасос - масса насоса
  • Lf - длина фундамента
  • Bf - ширина фундамента
  • δбетон - плотность бетона (обычно равна 2 200 кг/м³)


Установите насос на фундамент и зафиксируйте его. Несущая рама должна иметь опору по всей площади:


См. также статью "Рекомендации по монтажу насосов"

Насосы фундаментные и опорные плиты

EnggЦиклопедия